eng  рус 
Blank
5_line
Fashion United Russia
29.06.2015

Тенденции на рынке труда 2015 в Fashion-индустрии

Кто первыми чувствуют изменения на кадровом рынке fashion-индустрии, соотношение спроса и предложения на позиции? Конечно, хедхантеры! 

Дарья Тулубенская, директор практики «Подбор персонала для Fashion-индустрии» хедхантинговой компании «Агентство Контакт» (InterSearch Group Russia), поделилась информацией о том, что же происходит с рынком в этот непростой для всех период, какие позиции наиболее востребованы и с чего лучше начать свою карьеру.

Избавление от балласта

Надо отметить, что в большинстве компаний период избавления от балласта уже прошел. Да, прошла не одна волна сокращений, в результате которых на рынке появилось огромное количество кандидатов. Компании избавлялись от убыточных проектов, брендов, закрывали нерентабельные магазины. Все это привело к тому, что на рынке появилось огромное количество людей.

Кого же сокращали в первую очередь? Прежде всего, многие убирали маркетинг, сокращали дублирующие функции (например, из двух продакт-менеджеров оставляли лишь одного, закрепив за ним весь функционал). Многие собственники решили расстаться со своими наемными топ-менеджерами и сами вставали «у руля».

Фокус на продвижение

Сейчас все сокращения по большей части прошли и многие стали думать о том, как же укрепить свои позиции, пользуясь ситуацией на рынке. И, как ни парадоксально, первое направление, которое снова в цене — это маркетинг, причем фокус теперь явно смещен в сторону трейд-маркетинга, знания направления CRM, что и неудивительно: придя в торговый центр, мы на себе можем почувствовать, как каждый бренд борется за покупателя (кто-то скидками, кто-то качеством обслуживания и т. д.). 

Также стоит отметить, что если раньше fashion-индустрия предпочитала кандидатов только из fashion, то теперь зона поиска явно расширилась: FMCG, продуктовый ритейл и даже банки.

Многофункциональные люди

К сожалению, многие работодатели заблуждаются, считая, что сейчас людей они могут взять на работу «за дешево»: с теми, кто действительно приносят value, компании не спешат расставаться, да и сами менеджеры не горят желанием куда-то срываться. Если до кризиса одним из самых желанных предложений были старт-ап проекты, то сейчас кандидаты 100 раз подумают, взвесят риски, все за и против, посмотрят на репутацию компании, личность руководителя, финансовую стабильность компании и другие факторы. Изучив все эти обстоятельства, они, скорее всего, захотят прибавку по деньгам. Один из вариантов, с помощью которого владелец бизнеса сможет сэкономить, — это совмещение в одном человеке функционала нескольких позиций. Поэтому если вы обладаете компетенциями в различных блоках, это большой плюс, который делает вас наиболее конкурентоспособным на рынке.

Структура рынка

Одни из самых востребованных позиций уже не первый год — это директор по продукту, директор по производству, а также узкоспециализированые специалисты в коммерческом блоке. Такие люди всегда были в цене, так как на рынке их обычно мало, а сейчас, когда работодатели держатся за них еще сильнее, это особенно чувствуется. Поэтому если такой человек выходит на рынок, то здесь он долго не задерживается, а работодатели начинают вести с ними переговоры и хантить еще задолго да того, как у кандидата появляются мысли о переходе.

А вот на классических продакт-менеджеров, которые никогда не работали с СТМ, спрос упал, поэтому зачастую им приходится переквалифицироваться, например, в производство, работу с фабриками (особенно с учетом того, что многие стараются перенести хотя бы часть производства в Россию).

Не в цене сейчас визуальные мерчендайзеры с фокусом на креативную составляющую, так как даже от этой позиции работодатели ждут сильной аналитики, ориентации на коммерческий успех, а не только на то, как сделать красиво.

Также компании формата офф-прайс набирают себе в команду наиболее сильных и эффективных сотрудников. Так как у нас в стране этот сегмент только начинает формироваться, то часто в команды приглашают экспатов с экспертизой данного формата, причем варианты могут быть разные: кто-то привлекает иностранцев на проект, кто-то в формате консалтинга, а кто-то посылает своих топов посмотреть на работающую модель и перенять у западных коллег существующий опыт.

Очень позитивно смотрят в будущее спортивные компании, также укрепляя свои команды, выделяя новые направления развития, в связи с чем стали востребованными такие позиции как, менеджеры по работе с клубами, по экипировке.

Иностранный опыт

Что касается экспатов, то на сегодняшний день выжили только те, кто либо обладает уникальной экспертизой для рынка (например, креативный директор), либо успели ассимилироваться. Сложнее всего тем, у кого маленький опыт работы на локальном рынке и нет русского языка.

Люди на проекты

Одной из главных тенденций в сложившейся ситуации также стало увеличение предложений, предполагающих проектную занятость, например, на 2–3 месяца. Не так давно один наш клиент привлек на проект тренинг-менеджера с опытом работы с сильными брендами, формирования тренингов и организации системы обучения. В течение 3 месяцев он полностью прописал всю систему обучения, после чего компания взяла человека на постоянной основе для поддержания всех этих разработок.

Начало карьеры

Однозначно можно сказать, что увеличился спрос на молодых специалистов: компании все чаще организовывают стажировки на разные блоки, чтобы отобрать для себя перспективных ребят, выучить и вырастить под себя. Так, у нас в компании есть проектYoungo, в рамках которого мы ежесезонно проводим бизнес-игру Black Friday для розницы, а в этом году накопилось такое количество желающих из fashion индустрии, что мы проведем отдельный блок именно для данной отрасли. В рамках бизнес-игры мы отбираем ребят под потребности наших клиентов, а потом в интересной игровой форме проводим ассессмент, который позволяет бизнесу оценить умения и навыки будущих молодых специалистов, а ребятам понять, чего ожидает от них бизнес. Будем рады видеть всех желающих начать интересную карьеру на рынке fashion!