eng  рус 
Blank
29.09.2014

Приключения иностранцев в России, или особенности трудоустройства экспатриантов

Практика привлечения иностранных специалистов в России появилась еще несколько столетий назад. Спустя много лет, это по-прежнему актуально. Но говорить о большом количестве экспатов на позициях топ-менеджеров в России сегодня не приходится.

В среднем эта цифра составляет не более 10% от общего количества руководителей. Опираясь на наш опыт как хедхантинговой компании, можно отметить, что есть позиции, на которые практически 100% российских работодателей хотят видеть российских кандидатов — среди них позиции финансового директора или директора по юридическим вопросам. Это обосновывается тем, что от кандидата требуется знание и понимание специфики российского законодательства и очень хороший русский язык. Но на такие позиции, как глава представительства или генеральный директор компании, директор по производству, директор по маркетингу или продажам могут претендовать иностранные граждане. И, более того, на некоторые вакансии работодатели ищут именно экспатов. На то есть свои причины, потому что в Европе, безусловно, уровень технологий и производственных процессов выше, чем в России. Кроме того, иностранный сотрудник способен привнести в компанию интересные международные практики. Иностранные компании, присутствующие в РФ, на определённые вакансии тоже готовы брать экспатов. Правда в этом случае они предпочитают релоцировать своих внутренних кандидатов. В целом, можно сказать, что по подбору экспатриантов хедхантеры сотрудничают чаще всего с российскими компаниями, нежели с международными.

Если говорить о конкретных секторах, где предпочитают видеть на топовых позициях именно иностранцев, это, прежде всего, производство и R&D. Поскольку во многих других странах определённые технологии развиты несколько лучше, чем в России, то кандидаты из стран Европы, Японии или США пользуются большим преимуществом перед российскими специалистами. В сфере продаж, маркетинга, развития бизнеса вакансии тоже регулярно закрываются кандидатами из заграницы.

Безусловно, получение выгодного предложения зависит от специальности и опыта работы человека — у хорошего кандидата это получится достаточно быстро. Но, если соискатель часто переходил с места на место и не имеет доказанного успешного опыта, то в России ему будет сложно устроиться, даже, если до этого он работал в Америке или европейских странах. В целом, стоит сказать, что кандидаты из России и из-за рубежа на данный момент имеют почти равные возможности, однако нужно учитывать, что требования к ним предъявляют разные. В целом, особого преимущества у экспатриантов нет.

Стоить отметить, что для поиска хорошей работы, любому кандидату нужно время. Количество этого времени зависит от резюме соискателя: от предыдущего опыта, образования, личных качеств и, конечно же, от востребованности профессии в России. При этом, отечественные хедхантеры нередко сталкиваются с тем, когда кандидат-экспат не совсем верно оценивает ситуацию в России и, например, ожидает более высокого уровня компенсаций или расширенного социального пакета. Тогда ему придётся потратить много времени на поиски устраивающей его компании. Также, если иностранец был приглашен в Россию на так называемый экспатовский контракт (практика, когда международные компании релоцируют своих внутренних сотрудников в другую страну и предоставляют им пакет, который включает в себя аренду квартиры, оплату обучения детей, медицинскую страховку для него и семьи, оплату билетов для посещения родной страны и т.д.), то этот процесс для него может затянуться на годы, потому что его ожидания по «пакету» гораздо выше, чем у местного кандидата. В опыте Агентства Контакт был интересный пример, когда у одного из кандидатов в контракте был прописан пункт о том, что его обязаны эвакуировать с территории России на вертолёте в течение 24 часов при возникновении форс-мажорной ситуации. Это исключение, но, в общем, экспат для компании почти всегда обходится дороже местного сотрудника, и это доставляет ему трудности в поиске подходящей позиции.