eng  рус 
Blank
Пищевая индустрия
15.02.2013

Инновации на рынке питания: кто будет востребован?

Инновации в любой отрасли - всегда тема интересная и требующая особого внимания. С нашей точки зрения как агентства, занимающегося Executivesearch & Managementselection, также интересно влияние инноваций на кадровую ситуацию на рынке труда, политику внутри компаний и востребованность специалистов, отвечающих непосредственно за эту область.  В компаниях, занятых на рынке пищевой продукции, за внедрение и поиск инноваций отвечает RND-департамент, возглавляемый RND-директором. Также эта позиция может называться ProductDevelopment-менеджер.


Тенденции на рынке пищевой продукции

Наша компания уже более десяти лет специализируется на пищевой индустрии, мы регулярно изучаем потребности рынка и формируем свою базу данных по наиболее востребованным специалистам. Очевидно, что тенденция к инновационности на сегодняшний день очень актуальна, в частности, для рынка детского питания, в котором основная тенденция - к натуральности. Инновации напрямую затрагивают рецептуру продукта, внедрение новых вкусовых характеристик, упаковку.

Это порождает стремление производителей к полностью органическим продуктам, здесь ярким примером может послужить компания Hipp, одна из компаний, специализирующихся на детском питании и использующая только органические продукты.

После перехода к органике следующим этапом для производителей может послужить использование биоразлагающейся упаковки, которая уже начинает применяться в Европе, но для нашей страны пока является новшеством.

Ярким примером инноваций в плане упаковки на рынке детского питания можно считать компанию "Прогресс", владеющую брендом "Фрутоняня".  Чуть больше года назад компания провела ребрендинг, создав новую упаковку для своей продукции, ничем не уступающую западным аналогам. Инновации в области упаковки определяют ее форму и то, из чего она состоит, а также влияют на то, как долго может в ней храниться определенный продукт.

Таким образом, компании стремятся занять премиальный сегмент, где сейчас находятся лидеры рынка - Nestle, Gerber, Semper и Hero. Кроме того, очевидно стремление производителей к улучшению качества продукции с параллельным снижением ценовой политики, т.к., как показывает практика, потребители очень привязываются к брендам, и чтобы обратить их внимание на свой продукт, конкурентам необходимо, в первую очередь, тщательно следить за уровнем цен.

Важно отметить, что RND-департамент - действительно мультифункциональный, который на стадии зарождения идеи плотно взаимодействует с отделом маркетинга и участвует в "мозговом штурме", на фазе первичной обработки анализирует, сколько ресурсов может потребоваться для изготовления продукта, какое оборудование будет в этом задействовано и стоит ли закупать новое оборудование для производства. Кроме того, в обязанности департамента также входит принятие решения о том, с какими поставщиками необходимо наладить взаимодействие, а непосредственно на стадии имплементации, при участии департамента производится пилотный запуск продукции, опрос фокус-групп и проведение исследования относительно того, будет ли данный продукт востребован на рынке, кроме того, происходит сверка с соответствиями нормам законодательства относительно реализации и производства продуктов данной категории.

Какими качествами должен обладать специалист?

Если говорить о том, какими качествами должен обладать человек, претендующий на должность руководителя RND-департамента, то, в первую очередь, конечно, он должен быть грамотным управленцем. Кроме того, ему стоит обладать аналитическим складом ума, он должен быть способен справиться с решением разнообразных технических вопросов, уметь быстро отреагировать на возникновение новых проблем, хорошо представлять себе техническую сторону производственного процесса. Кроме того, RND-директор должен быть хорошим team-лидером, иметь опыт работы в B2Bи FMCGкомпаниях. К слову, молодым специалистам, планирующим развивать свой карьерный путь в этом направлении, стоит обратить усиленное внимание на изучение иностранных языков, т.к. очень много инноваций приходит на российский рынок с Запада, а для достижения действительно высокой позиции в данной отрасли владение иностранным языком необходимо.

Если говорить про RND-департамент в целом, то он является такой же неотъемлемой частью успешного ведения бизнеса как, например, департаменты маркетинга и продаж, его главными качествами являются проектный менеджмент и самостоятельность. В круг его обязанностей может входить сразу несколько вещей, таких как запуск нового продукта, реинновация, изменение рецептуры, упаковки и другое. Перед департаментом стоят три основные задачи. В первую очередь, это внедрение инновационных проектов, далее - необходимость в их своевременном и полном запуске и, наконец, работа со всей командой компании.

Довольно важно для работодателя и образование кандидата. Большая часть специалистов в RND-департаменте - выпускники пищевых ВУЗов. Этот отдел, как и человек, его возглавляющий, является лидером всех изменений в компании, однако он не может существовать отдельно от остальных отделов и департаментов - здесь происходит действенная синергия.

Карьерный путь сильно зависит от компании, в которой развивается специалист, но, в среднем, он может занимать до 10 лет. Если говорить о заработных платах RND-директоров, то здесь все также зависит от работодателя, квалификации сотрудника и опыта, - в среднем по России диапазон ставок варьируется от 150 000 до 300 000 рублей.

Инновации на рынке пищевой продукции - тема важная и требующая внимательного рассмотрения. Как компания, специализирующаяся на поиске высококлассных профессионалов, мы можем сказать, что в этой области рост востребованности специалистов, чья работа влияет на развитие инноваций, будет только увеличиваться.